Строительный песок в Бийске



Уголь — это одно из самых эффективных видов топлива для электростанций. Мы уже развеивали мифы строительный песок в Бийске нём здесь.

Пришло время поговорить о том, что получается после того, как уголь сжигают в котлах — золе и шлаке. Зола — серо-черная пыль, которая остаётся после сжигания угля, а шлак — твёрдый спёкшийся остаток, визуально это черные камни небольших размеров. По прогнозу к 2030 году этот объем может превысить 2 млрд тонн. Немалая часть золоотвалов из-за роста городов оказалась в районах жилой застройки. Из-за нехватки земель золоотвалы часто растут ввысь — наращиваются новые дамбы, а это влечет дополнительные проблемы с их содержанием. Потенциальными потребителями ЗШО могут быть производители цемента, кирпичей, бетона и бетонных изделий, строители дорог. Применение ЗШО не только экономит природные ресурсы и сохраняет окружающую среду, но и существенно повышает качество материалов, снижает себестоимость их производства, повышает долговечность эксплуатации, например, автомобильных дорог.

Если и есть какой-то успешный и более менее масштабный опыт, то на уровне отдельных регионов, а чаще энергокомпаний. СГК, например, реализовала проект по переводу золы из категории золошлаковых отходов в категорию залошлаковых материалов, со всеми процедурами сертификации. Причем эта работа потребовала огромных организационных усилий — из-за большого количества административных барьеров и требований. В Новокузнецке золошлаковыми материалами СГК рекультивирует нарушенные земли от деятельности разреза.

За почти 10 лет организация провела несколько десятков конференций, где помогала бизнесу выгодно использовать ЗШО. Фактически золошлаковые отходы ТЭС относятся к 4 или 5 классу опасности для окружающей среды, то есть являются малоопасными или практически неопасными отходами. Проблема в том, что сегодня реально работающих законов по использованию золошлаков просто нет. Существующие же, созданные еще в 80-ых года прошлого века, даже ограничивают их использование. Представителям строительной отрасли, и без того консервативной, проще возить щебень и песок с привычных месторождений, чем использовать золошлаки. Есть надежда на законопроект, подготовленный Министерством энергетики, который стимулирует использование ЗШО для ликвидации горных выработок. Законопроект готов к внесению в Госдуму.